РАФ-2203/22038/2915/3311

Харьков



Производство микроавтобусов РАФ-2203, получивших название "Латвия", было начато в 1976 году. Для выпуска этой модели в Елгаве, недалеко от Риги, был возведен современный для того времени завод.

Что же представлял собой РАФ-2203? Кузов микроавтобуса — несущий, цельнометаллический, вагонного типа. Салон микроавтобуса имел четыре одностворчатые двери. Одна из дверей, задняя, открывалась вверх. Для входа и выхода пассажиров служила дверь в правой боковине. Задняя дверь обеспечивала доступ к багажному отделению, расположенному в пассажирском салоне за задним сиденьем, к люкам топливного бака в полу, к шоферскому инструменту и принадлежностям, к запасному колесу. Двери кабины водителя были снабжены поворотными форточками.

Все сиденья салона не отличались по конструкции друг от друга. Передние сиденья отличались от сидений салона более широкой подушкой и спинкой. Они были легкосъемными и монтировались на брызговиках передних колес. Водительское сиденье имело регулировку наклона спинки и изменение положения вдоль оси кузова. Все сиденья были снабжены приспособлениями для установки ремней безопасности.

Компоновка микроавтобуса РАФ-2203 — классическая. Силовой агрегат был расположен спереди и позаимствован у "Волги" — ГАЗ-24. Доступ к двигателю осуществлялся из салона, через люк в кожухе между сиденьями водителя и переднего пассажира. Ведущий задний мост был тоже от ГАЗ-24. А вот передняя подвеска и рулевое управление — оригинальные.

В 1987 году РАФ прошел модернизацию. От прежнего РАФ-2203 новая модификация РАФ-22038 внешне отличалась облицовкой передней части с новой фальш-радиаторной решеткой. Также микроавтобус получил более мощный двигатель от ГАЗ-24-10 и дисковые тормоза передних колес. В 1990 году началось производство микроавтобуса РАФ-22039 вместимостью 13 человек. Увеличение вместимости было достигнуто за счет более высокого уровня потолка и измененной компоновки пассажирского салона (багажное отделение было сокращено до минимума, в салоне даже появились поручни, за которые пассажиры могли держаться при посадке). На базе микроавтобуса РАФ-2203 был разработан бортовой мини-грузовик с однорядной (РАФ-33111) и двухрядной (РАФ-3311) кабиной, выпускавшийся в 1992-1995 годах, а также реанимобили РАФ-2914 (1989-1994 гг.) и РАФ-2915 (1994-1996 гг.).

С первых дней выпуска РАФы стали незаменимы в народном хозяйстве СССР. Скромные, непритязательные с виду микроавтобусы возили почту и продукты, сопровождали самолеты на аэродромах и разведывательные партии в полевых изысканиях, с их появлением облегченно вздохнули работники "Скорой помощи", потому что в кузове РАФа можно было оборудовать все необходимое для экстренной помощи попавшему в беду человеку, ими воспользовались театры, радио, телевидение. И, конечно же, прочно занял свое место РАФ и в такси. Сохранив комфортабельность и скорость легковой машины, микроавтобус оказался выгоднее ее по многим показателям. Обделенными были, пожалуй, лишь частные владельцы: приобрести в личное пользование РАФ было практически невозможно.

Казалось, завод ожидает безоблачное будущее. Но вскоре ситуация резко изменилась. После развала СССР Латвия стала заграницей, и многие производственные связи были нарушены. Ставился было вопрос о вхождении Рижского завода (фабрики, как было принято ее называть) в состав ГАЗа, но — не сложилось. Вскоре нижегородцы развернули производство целой гаммы собственных легких грузовиков, фургонов и микроавтобусов семейства "ГАЗель", которые оказались современнее и существенно выносливее практически легковых "РАФиков". И в результате РАФ оказался не нужен ни получившей независимость и стремившейся в Европу Латвии, ни прежде самому обширному рынку сбыта — России. Довести же до серийного производства новую модель маленькому предприятию оказалось не под силу, хотя интересные разработки были.

Последние микроавтобусы и грузовики на базе РАФ-2203 были собраны в 1997-м году. Протокол заседания суда, где фиксировался факт банкротства РАФ, датирован 16 апреля 1998 года. Так закончилась история самого популярного микроавтобуса в Советском Союзе.

Тем не менее, на улицах Харькова еще можно встретить немало старых добрых "РАФиков". Работали они и в качестве маршрутных такси. Дольше всего они служили жителям Северной Салтовки. Последний раз на свои маршруты РАФы вышли 31 декабря 2004 года. А с первого дня нового 2005 года их эксплуатация на маршрутах была запрещена горисполкомом. Немного их осталось и в "Скорой помощи". Так что практически все харьковские РАФы сейчас находятся в частном и служебном пользовании.

По материалам журнала "Моделист-конструктор"


AX5410AA
Московский проспект
12.05.2006

AX6140AA
проспект Правды
22.04.2006

AX8086AC
улица Пискуновская
21.04.2006

AX9069AC
УПП-1 УТОС
13.05.2006

AX2027AE
проспект Людвига Свободы
11.05.2006

AX2548AE
улица Пискуновская
02.06.2006

AX8342AE
улица Сумская
20.04.2006

AX1752KX
проспект Героев Сталинграда
29.04.2006

э3757XA
улица Космическая
21.04.2006

a1272XI
улица Пушкинская
20.04.2006

a2273XI
Пискуновский переулок
06.05.2006

4724XAA
Бутовский въезд
01.06.2006

9888XAA
улица Шевченко
27.04.2006

020-25XA
Московский проспект
20.04.2006

026-53XA
2-е троллейбусное депо
22.04.2006

038-40XA
Московский проспект
20.04.2006

250-39XA
улица Университетская
27.04.2006

253-71XA
Пискуновский переулок
06.05.2006

263-87XA
улица Шевченко
05.05.2006

271-92XA
Классический переулок
11.05.2006

390-90XA
улица Молодой Гвардии
28.04.2006

536-06XA
Пискуновский переулок
20.05.2006

823-23XA
улица Пискуновская
21.04.2006

823-23XA
AX8086AC

улица Пискуновская
21.04.2006

014-43XB
улица Молодой Гвардии
28.04.2006

035-95XB
улица Пушкинская
30.05.2006

041-87XB
улица Петровского
24.05.2006

121-37XB
улица Энгельса
26.05.2006

162-16XB
Коминтерновское депо
28.04.2006

162-80XB
улица Молодой Гвардии
28.04.2006

177-10XB
улица Артема
26.05.2006

368-02XB
улица Лосевская
02.06.2006

090-35XK
улица Пискуновская
17.05.2006

176-45XK
улица Космическая
23.05.2006

362-64XK
улица Космическая
12.05.2006

362-84XK
улица Пушкинская
04.05.2006

377-66XK
проспект Героев Сталинграда
18.05.2006

499-43XK
улица Рымарская / Бурсацкий спуск
03.05.2006

564-58XK
Рогатинский въезд
06.05.2006

564-89XK
улица Кирова /
улица Плехановская

12.05.2006

579-31XK
Черкасская Лозовая
21.05.2006

643-28XK
улица Шевченко
27.04.2006

736-22XK
Московский проспект
12.05.2006

834-71XK
Лосевский переулок
27.04.2006

944-02XK
улица Шевченко
25.05.2006
 
987-55XK
2-е троллейбусное депо
13.05.2006
 
121-64AE
улица Скрыпника
01.06.2006
 


Все фотоматериалы, представленные на данной странице, являются собственностью авторов. Любое их использование возможно только после письменного согласования.


©PVA

Харьков Транспортный Харьков Транспортный
Сайт управляется системой uCoz